Приветствую, дорогие читатели, перед вами небольшой отчет о горнолыжной поездке на Эльбрус, Чегет с 18 по 25 января 2014 года. Эта статья имеет цель дать общее представление о катании на Эльбрусе и Чегете и снабдить желающих полезной информации о планировании отдыха. В первую очередь будет полезна тем, кто впервые сюда собирается.
Как добираться каждый выбирает сам, можно на поезде или самолете, кому что по душе и по возможностям. Скажу только, что стоимость жд и авиа билета в одну сторону отличалась на 3000 руб. Мы выбрали второй вариант, поскольку он быстрее, билеты брали до Минеральных вод, а от туда на машине до поселка Терскол. Кстати из окна самолета видно вот такие узоры, это ветрозащитные полосы.
Если рассматривать вариант с общественным транспортом, то прямого автобуса до Терскола нет, только с несколькими пересадками, что крайне не удобно. От аэропорта до поселка 185 км, по времени ехать 3,5 часа, если нет пробок и нет проверок на заставах.
При выходе из аэропорта стоит много таксистов, но цена у них
естественно запредельная. Поэтому лучше объединяться с
другими горнолыжниками и искать на стоянке за шлагбаумом газель, чем
больше группа, тем будет дешевле! Только опасайтесь там циганок! Как это не забавно звучит, но их там толпы и они промышляют на широкую ногу, очень приставучие, прямо в машину лезут, будьте внимательны и ни в коем случае не давайте им деньги!
Мы подстраховались и заказали машину заранее. Водитель нас заботливо встретил у терминала прилета и
проводил до авто. Тойота авенсис версо оказалась достаточно вместительной, здесь могут с комфортом
разместиться 4 пассажира с горнолыжным снаряжением, не считая водителя. Заплатили 2400 руб.
По пути водитель показывал нам интересные места за окном, вот, например, говорит, Пушкин. И мы долго не могли понять о чем он, искали памятник, пока он не указал на гору впереди. И правда сходство есть, но чтобы его найти нужно иметь зрительную фантазию. Попробуйте сами найти Пушкина на фото.
Водитель предупредил, что цены здесь меньше, чем будут на Эльбрусе, поэтому смотрим и покупаем понравившееся здесь!
По дорогам ходят коровы, причем совершенно невозмутимо могут идти прямо по центру, будьте внимательны!
Еще по пути проезжали городок Тырнауз, это уже достаточно крупное поселение, здесь есть девятиэтажки и даже магазин Магнит. Поэтому не поленитесь, попросите своего водителя остановиться и по возможности затаритесь продуктами, здесь они реально дешевле, чем в Терсколе!
Про этот город водитель нам рассказал одну страшную историю, что в 2000 году здесь ночью сошел мощный селевой поток и им просто смыло 9-этажку, а здания в городе были затоплены аж до второго этажа. Раньше здесь была построена самая большая противоселевая дамба в стране, но годом ранее она была разрушена от другого селевого потока. Но на восстановление дамбы у местных властей денег не нашлось. И вот такая трагедия, печельно очень.
Вот мы и добрались до Терскола. Со снегом здесь оказалось не совсем порядок. Склоны, которые были видны, выглядели совсем лысыми.
Мы прибыли практически прямо к подъезду пятиэтажки, в которой будем жить. Оказалось водитель и сам живет в ней. К слову сказать, это известная и единственная пятиэтажка в поселке, она находится на территории военного пансионата ЦСКА. В ней живут люди, которые работают в пансионате, но в сезон она превращается в гостиницу, потому, что практически все хозяева сдают жилье. Разместились в двухкомнатной квартире со всеми удобствами, платили 1500 руб. за сутки. Условия проживания нормальные, квартира жилая, все необходимое имеется, стиральная машина, телевизор, ванная комната, горячая вода кухня, везде чисто и ремонт более менее свежий. Чтобы примерно представлять о чем идет речь, вот фотография кухни.
Утром от пансионата на гору отъезжает большой автобус в 9.00 и 9.30 и непрерывно ездят таксишки, так что уехать можно в любое время! В автобусе берут по 50 руб. с человека, а такси 150 руб. за машину.
По пути водитель показывал нам интересные места за окном, вот, например, говорит, Пушкин. И мы долго не могли понять о чем он, искали памятник, пока он не указал на гору впереди. И правда сходство есть, но чтобы его найти нужно иметь зрительную фантазию. Попробуйте сами найти Пушкина на фото.
По дороге останавливались покушать в деревушке Жанхотеко. Если кому понадобится, вот точные координаты.
Цены в кафе были весьма бюджетные и еда очень вкусная! Солянка, манты и чай с булочкой за 250 руб. Еще там были магазинчики с сувенирами и лавки с традиционными шерстяными вещами, кофтами, варежками, носками и тд.
Или вот например такая витрина с коньяком, практически произведения искусства из стекла и всего за 150 руб!По дорогам ходят коровы, причем совершенно невозмутимо могут идти прямо по центру, будьте внимательны!
Еще по пути проезжали городок Тырнауз, это уже достаточно крупное поселение, здесь есть девятиэтажки и даже магазин Магнит. Поэтому не поленитесь, попросите своего водителя остановиться и по возможности затаритесь продуктами, здесь они реально дешевле, чем в Терсколе!
Про этот город водитель нам рассказал одну страшную историю, что в 2000 году здесь ночью сошел мощный селевой поток и им просто смыло 9-этажку, а здания в городе были затоплены аж до второго этажа. Раньше здесь была построена самая большая противоселевая дамба в стране, но годом ранее она была разрушена от другого селевого потока. Но на восстановление дамбы у местных властей денег не нашлось. И вот такая трагедия, печельно очень.
Вот мы и добрались до Терскола. Со снегом здесь оказалось не совсем порядок. Склоны, которые были видны, выглядели совсем лысыми.
Мы прибыли практически прямо к подъезду пятиэтажки, в которой будем жить. Оказалось водитель и сам живет в ней. К слову сказать, это известная и единственная пятиэтажка в поселке, она находится на территории военного пансионата ЦСКА. В ней живут люди, которые работают в пансионате, но в сезон она превращается в гостиницу, потому, что практически все хозяева сдают жилье. Разместились в двухкомнатной квартире со всеми удобствами, платили 1500 руб. за сутки. Условия проживания нормальные, квартира жилая, все необходимое имеется, стиральная машина, телевизор, ванная комната, горячая вода кухня, везде чисто и ремонт более менее свежий. Чтобы примерно представлять о чем идет речь, вот фотография кухни.
Утром от пансионата на гору отъезжает большой автобус в 9.00 и 9.30 и непрерывно ездят таксишки, так что уехать можно в любое время! В автобусе берут по 50 руб. с человека, а такси 150 руб. за машину.
Выходя из пятиэтажки открывается отличный вид на Северный склон Чегета, поэтому мы прекрасно видели, что снега нет и делать там пока нечего. Именно поэтому первые 4 дня мы катались на Эльбрусе. Из базы ЦСКА очень хорошо видно кулуар погремушку.
На поляне Азау есть два подъемника, новый гондольный, на нем берут 1500 руб. + 300 руб. залог за день с 9.00 до 16.00, и старый, за такое же время катания 600 руб. Старый подъемник маятникового типа, две кабинки, одна вверх, другая вниз, интервал 15-20 минут. Т.е. если большие очереди, то лучше ехать на новом, кабинки ходят одна за другой.
Вот мы стоим на линии посадки на старом подъемнике, а впереди виднеется новый комплекс.
Рассветает рано, уже в 8.30 светло, но на гору раньше приходить нет смысла, первый подъемник уходит не раньше 9, а то и позднее.
Хотя после 5 дней обильных снегопадов гиды сказали, что фрирайд на Эльбрусе может состояться! И если кому понадобится с ними связаться, то вот группа в контакте http://vk.com/myfreeride или тел. 9287024793. Хочу поделиться еще одной, более наглядной схемой горнолыжных трасс и маршрутов Эльбруса.
Когда мы приехали, на Эльбрусе начались обильные снегопады. В этом нам несказанно повезло. Но поначалу сыпало исключительно на верху и кататься можно было только на второй очереди, на первой был лед. Подъемники работали до станции Мир, дальше до приюта одиннадцати бугели не ходили, снегоходчики и ратрак зарабатывали бабло, одна заброска стоила 500 руб. Через несколько дней, снегопады усилились еще, видимость стала практически нулевой и подъемник до Мира перестал работать. На фото станция Мир в первый день снегопада, еще видны каменюги, но их потихоньку начинает засыпать.
Коварная погода, снег еще только начал идти, видимость плохая, что небо, что склон одно молоко. Еще и камни предательски спрятались под рыхлым снегом. Думаешь щас прогоню по полянке, а там засада! Вообщем, доски мы в первые дни хорошо попортили, причем катаясь исключительно по трассам и немного около. Если кому то вдруг потребуется неотложный ремонт, то имейте в виду, что в поселке, в здании гостиницы Вольфрам, справа от крыльца есть недорогой и качественный сервис.
Так выглядело начало спуска от станции Мир. Столбы права это пока недостроенное продолжение подъемника до приюта. Как вы можете видеть третий столб уже различим с трудом.
Рассветает рано, уже в 8.30 светло, но на гору раньше приходить нет смысла, первый подъемник уходит не раньше 9, а то и позднее.
На Эльбрусе следующая схема канатных дорог и маршрутов. Мест,
где можно катать фрирайд конечно много, смотрите схему. Но нам так и не посчастливилось по ним прокатиться. Эти маршруты так и не успели стать пригодными для проезда до нашего отъезда, там банально везде торчали открытые камни! Но еще раз напомню, что
делать это нужно исключительно с гидами.
Единственное где мы самостоятельно катали фрирайд на Эльбрусе, это розовый маршрут левее подъемника от станции Кругозор до Мира, если смотреть на карту. Фото ниже сделано со станции Мир в ясную погоду, внизу можно увидеть наши фрирайдные следы. Хотя после 5 дней обильных снегопадов гиды сказали, что фрирайд на Эльбрусе может состояться! И если кому понадобится с ними связаться, то вот группа в контакте http://vk.com/myfreeride или тел. 9287024793. Хочу поделиться еще одной, более наглядной схемой горнолыжных трасс и маршрутов Эльбруса.
Когда мы приехали, на Эльбрусе начались обильные снегопады. В этом нам несказанно повезло. Но поначалу сыпало исключительно на верху и кататься можно было только на второй очереди, на первой был лед. Подъемники работали до станции Мир, дальше до приюта одиннадцати бугели не ходили, снегоходчики и ратрак зарабатывали бабло, одна заброска стоила 500 руб. Через несколько дней, снегопады усилились еще, видимость стала практически нулевой и подъемник до Мира перестал работать. На фото станция Мир в первый день снегопада, еще видны каменюги, но их потихоньку начинает засыпать.
Коварная погода, снег еще только начал идти, видимость плохая, что небо, что склон одно молоко. Еще и камни предательски спрятались под рыхлым снегом. Думаешь щас прогоню по полянке, а там засада! Вообщем, доски мы в первые дни хорошо попортили, причем катаясь исключительно по трассам и немного около. Если кому то вдруг потребуется неотложный ремонт, то имейте в виду, что в поселке, в здании гостиницы Вольфрам, справа от крыльца есть недорогой и качественный сервис.
Так выглядело начало спуска от станции Мир. Столбы права это пока недостроенное продолжение подъемника до приюта. Как вы можете видеть третий столб уже различим с трудом.
Снег все сыпал и сыпал, в итоге за два дня все камни засыпало напрочь, остались, только большие скалы. За это время мы успели привыкнуть к маршрутам, к плохой видимости. Открыли для себя новые места проезда, дропчики, вообщем, кататься стало одно удовольствие! Вот например, ребята стоят, а ниже отличный дроп, который мы позднее раскатали!
За этим холмом крайняя точка фрирайдного маршрута, дальше нельзя, скалы! Поэтому путь только налево вниз и выкат на трассу.
На четвертый день катания наступило недолгое затишье и даже выглянуло солнце! Поэтому мы успели сделать несколько красивых кадров в ясную погоду.
Вот такая красота пряталась от нас за стеной снега.
За этим холмом крайняя точка фрирайдного маршрута, дальше нельзя, скалы! Поэтому путь только налево вниз и выкат на трассу.
На четвертый день катания наступило недолгое затишье и даже выглянуло солнце! Поэтому мы успели сделать несколько красивых кадров в ясную погоду.
На этом красном вагончике мы поднимались. Как раз под ним Баксанское ущелье, где расположен поселок Терскол. Хорошо просматриваются кулуары Чегета видно, что снега там еще не нападало, склоны внизу черные.
В это время мы продолжали взрывать нетронутый пухляк и ловить сочные кадры на склонах Эльбруса!
В день не спеша успевали сделать до 10 спусков, катались исключительно на второй очереди. 20-25 минут подъем, 30-40 минут спуск. С утра вообще первые 3-4 спуска тупо по трассе, за ночь там насыпало по 30 см снега и пока не успели раскатать, там очень бодро!
Отдельного разговора заслуживает еда на Кавказе, она везде очень вкусная и относительно недорогая. Утром завтраки готовили сами, днем перекусывали в кафешках на горе, цены были очень даже по карману, например, лагман 180р, шурпа 150 руб., манты 5 штук со сметаной 130р., медовик 50 руб. А ужинать ходили в пансионат Вольфрам, он располагается рядом ЦСКА. Комплекс стоит 250 руб., это первое, второе и третье! Еще там на третьем этаже есть досугавая комната, где можно поиграть в бильярд и настольный теннис.
В день не спеша успевали сделать до 10 спусков, катались исключительно на второй очереди. 20-25 минут подъем, 30-40 минут спуск. С утра вообще первые 3-4 спуска тупо по трассе, за ночь там насыпало по 30 см снега и пока не успели раскатать, там очень бодро!
Отдельного разговора заслуживает еда на Кавказе, она везде очень вкусная и относительно недорогая. Утром завтраки готовили сами, днем перекусывали в кафешках на горе, цены были очень даже по карману, например, лагман 180р, шурпа 150 руб., манты 5 штук со сметаной 130р., медовик 50 руб. А ужинать ходили в пансионат Вольфрам, он располагается рядом ЦСКА. Комплекс стоит 250 руб., это первое, второе и третье! Еще там на третьем этаже есть досугавая комната, где можно поиграть в бильярд и настольный теннис.
Еще полезная информация, в поселке есть родник с нарзанной водой. От пансионата идти вниз по главной дороге и примерно через 200 м. свернуть налево, там в леске, где шумит речка есть неприметное местечко. Вода немного пахнет сероводородом и дает оседание металла, поэтому ее надо пить в тот же день, когда набирали.
На территории ЦСКА, есть банный комплекс, большая парилка человек на 8, бассейн с ледяной водой, душевая, туалет и комната отдыха с камином. Топят очень хорошо, у нас на сухую раскочегарили до 120 градусов. Если идти по лесной освещаемой тропинке от пятиэтажки до пансионата, это первое небольшое каменное здание. Стоило 1000 руб за час с компании, +50 руб за наволочки, веники покупали отдельно в магазине через дорогу от воровот ЦСКА.
Еще в поселке есть культовое место кафе Купол, его хозяин Халим Ольмезов, очень интересный человек, дважды поднимался на Эверест, любит рассказывать интересные истории. Кстати именно он и Карина Мезова 1 февраля 2014 года зажгли олимпийский огонь на вершине Эльбруса в рамках эстафеты олимпийского огня "Сочи 2014".
Интерьер внутри купола посвящен восхождениям, на стенах вывешены различные памятные предметы, фотографии, флаги стран с подписями.
И вот наконец то снег добрался до поселка, здесь стало очень хорошо сыпать. Утром мы обнаружили, что нападало больше 30 см снега. И отправились на Чегет. Из базы ЦСКА есть лесная тропинка до поляны Чегет, мимо навесного мостика через речку Баксан. Пешком идти примерно минут 10-15, есть небольшой уклон и даже можно встегнуться и ехать one foot.
На карте ниже эта лесная тропа даже обозначена и еще кружком я отметил родник. В принципе на поляну Чегет можно ездить и на такси, (но "наши люди на такси в булочную не ездят") стоит это столько же, как до Эльбруса 150 руб. Расстояние от Чегета до Эльбруса примерно 6 км, а Терскол находится между ними.
Ниже представлена схема канатных дорог Чегета и маршруты спуска.
Дневной абонемент на подъемник Чегета стоил 800 руб, включает в себя 1 и 2 очередь, сначала поднимаешься на двойной креселке, потом на одинарной. Креселки старые советские, никакими защитными стеклами не закрываются, поэтому когда болтаешься на открытом месте продувает до костей. Еще есть третя очередь, бугель, но из-за непогоды она не работала, мело и дуло на славу, временами не было видно рядом стоящего. Очереди на подъемниках не было, нас всего от силы каталось человек 20. Обычно очереди дикие, это нам так повезло и было связано с долгим отсутствием снега, который неожиданно включили только с нашим приездом.
Общие впечатления от катания. Здесь понравилось гораздо больше, чем на Эльбрусе. Поскольку уклон круче, снежные поляны больше, трасс как таковых нет, есть только обозначения знаками, сюда ходи, туда не ходи, вообщем, катайся где хочешь, полный фрирайд! Плюс есть лес, это тоже интересно и увлекательно. Да еще и снега нападало, столько, что если падаешь зарываешься по пояс.
Если спускаться с самого верха со второй очереди и до самого низу до поляны Чегет, то длина маршрута составит порядка 3 км, а перепад при этом будет аж 1 км. Если кататься только на второй очереди, то длина спуск 1 км и перепад 365 м. Уклон в некоторых местах может достигать 45 градусов!
На Чегете нужно знать, где можно кататься, а где нет. Поэтому крайне важно быть в теме и при общении с гидами и другими продвинутыми райдерами оперировать общепринятой терминологией и знать названия.
И так краткий ликбез. На Чегете есть Южная и Северная сторона, если смотреть на схему, то все, что справа от подъемника - это север, а слева - юг. Если сразу уйти севернее со второй станции, где кафе Ай, то попадете на доллар. Это s-образная просека в низине справа от подъемника. В нее есть два захода, мужской и женский. Женский это там, где на схеме написано доллар, а мужской правее от подъемника. На верху бугель, это третья линия, делит склон на северный и южный цирки. Цирк - это котловина в горах в виде амфитеатра. Северный цирк это не место для шуток, здесь крутые уклоны и начинаются опасные кулуары, например, погремушка, мечта сноубордиста и др. Внимательно изучите схему, при необходимости увеличте.
Если появилось желание более детально изучить этот вопрос, то предлагаю прочитать статью Игоря Комарова, авторитетнейшего специалиста по лавинам на Эльбрусе. Там есть подробные фотосхемы с подписями и пометками, что и где находится. Вот ссылка на нее http://www.rasc.ru/resorts/russia-elbrus00.shtml.
В наше пребывание в приэльбрусье все время шел снег, погода была облачная и не давала нам сделать хорошие снимки. Но в интернете я нашел очень классные фотографии кулуаров Чегета в отличном качестве от Александра Зубкова. Хочу с вами ими поделится, поскольку они дают очень ясное представление, где предстоит кататься и стоит ли туда вообще суваться. Увеличивайте все снимки, там хорошо видно следы, где катают. Вот например крупным планом кулуар Погремушка. Сверху слева над ним, там где много следов, начинается доллар.
Северный цирк. Здесь самый левый это кулуар Мечта сноубордиста, чуть правее от него Ложная мечта сноубордиста. По центру кулуар Большой камень, а справа начинается кулуар слеза комсомолки.
Сейчас более детально. Мечта сноубордиста и большой камень.
Слеза комсомолки и большой лавинный конус, а выше прямо над ним кулуар гранда.
Как видите все более чем серьезно. Поэтому катание с гидами вещь совсем не бесполезная!
Что касается оборудования, то если вы планируете кататься исключительно вдоль обозначенных трасс, под подъемниками, то биперры, лопаты, щупы вам не пригодятся, с лавинной безопасностью там полный порядок. Но вот если вы хотите попробовать кулуары, то без спец оборудования этого не стоит делать ни в каком случае! Чегет - зона повышеной лавинной опасности, особенно северная сторона. И в одиночку без бывалых самодеятельностью лучше не заниматься!
Новичкам на Чегете рекомендация одна, катайтесь только в красной зоне, т.е. от среднего юга и до доллара.
На счет того, где перекусить. На второй очереди есть замечательное место - пироговая, свежий деревянный сруб. Обязательно зайдите сюда перекусить, попробуйте домашние пирожки и чай с шишками, не побывав здесь, нельзя сказать, что был на Чегете!
Эльбрус можно смело рекомендовать начинающим и любителям трассового катания, склоны здесь достаточно пологие. Зато Чегет это испытание на прочность и абсолютное внетрассовое катание или даже мекка российских фрирайдеров, если хотите!
Интерьер внутри купола посвящен восхождениям, на стенах вывешены различные памятные предметы, фотографии, флаги стран с подписями.
И вот наконец то снег добрался до поселка, здесь стало очень хорошо сыпать. Утром мы обнаружили, что нападало больше 30 см снега. И отправились на Чегет. Из базы ЦСКА есть лесная тропинка до поляны Чегет, мимо навесного мостика через речку Баксан. Пешком идти примерно минут 10-15, есть небольшой уклон и даже можно встегнуться и ехать one foot.
Ниже представлена схема канатных дорог Чегета и маршруты спуска.
Дневной абонемент на подъемник Чегета стоил 800 руб, включает в себя 1 и 2 очередь, сначала поднимаешься на двойной креселке, потом на одинарной. Креселки старые советские, никакими защитными стеклами не закрываются, поэтому когда болтаешься на открытом месте продувает до костей. Еще есть третя очередь, бугель, но из-за непогоды она не работала, мело и дуло на славу, временами не было видно рядом стоящего. Очереди на подъемниках не было, нас всего от силы каталось человек 20. Обычно очереди дикие, это нам так повезло и было связано с долгим отсутствием снега, который неожиданно включили только с нашим приездом.
Общие впечатления от катания. Здесь понравилось гораздо больше, чем на Эльбрусе. Поскольку уклон круче, снежные поляны больше, трасс как таковых нет, есть только обозначения знаками, сюда ходи, туда не ходи, вообщем, катайся где хочешь, полный фрирайд! Плюс есть лес, это тоже интересно и увлекательно. Да еще и снега нападало, столько, что если падаешь зарываешься по пояс.
Если спускаться с самого верха со второй очереди и до самого низу до поляны Чегет, то длина маршрута составит порядка 3 км, а перепад при этом будет аж 1 км. Если кататься только на второй очереди, то длина спуск 1 км и перепад 365 м. Уклон в некоторых местах может достигать 45 градусов!
На Чегете нужно знать, где можно кататься, а где нет. Поэтому крайне важно быть в теме и при общении с гидами и другими продвинутыми райдерами оперировать общепринятой терминологией и знать названия.
И так краткий ликбез. На Чегете есть Южная и Северная сторона, если смотреть на схему, то все, что справа от подъемника - это север, а слева - юг. Если сразу уйти севернее со второй станции, где кафе Ай, то попадете на доллар. Это s-образная просека в низине справа от подъемника. В нее есть два захода, мужской и женский. Женский это там, где на схеме написано доллар, а мужской правее от подъемника. На верху бугель, это третья линия, делит склон на северный и южный цирки. Цирк - это котловина в горах в виде амфитеатра. Северный цирк это не место для шуток, здесь крутые уклоны и начинаются опасные кулуары, например, погремушка, мечта сноубордиста и др. Внимательно изучите схему, при необходимости увеличте.
Если появилось желание более детально изучить этот вопрос, то предлагаю прочитать статью Игоря Комарова, авторитетнейшего специалиста по лавинам на Эльбрусе. Там есть подробные фотосхемы с подписями и пометками, что и где находится. Вот ссылка на нее http://www.rasc.ru/resorts/russia-elbrus00.shtml.
В наше пребывание в приэльбрусье все время шел снег, погода была облачная и не давала нам сделать хорошие снимки. Но в интернете я нашел очень классные фотографии кулуаров Чегета в отличном качестве от Александра Зубкова. Хочу с вами ими поделится, поскольку они дают очень ясное представление, где предстоит кататься и стоит ли туда вообще суваться. Увеличивайте все снимки, там хорошо видно следы, где катают. Вот например крупным планом кулуар Погремушка. Сверху слева над ним, там где много следов, начинается доллар.
Северный цирк. Здесь самый левый это кулуар Мечта сноубордиста, чуть правее от него Ложная мечта сноубордиста. По центру кулуар Большой камень, а справа начинается кулуар слеза комсомолки.
Сейчас более детально. Мечта сноубордиста и большой камень.
Слеза комсомолки и большой лавинный конус, а выше прямо над ним кулуар гранда.
Как видите все более чем серьезно. Поэтому катание с гидами вещь совсем не бесполезная!
Что касается оборудования, то если вы планируете кататься исключительно вдоль обозначенных трасс, под подъемниками, то биперры, лопаты, щупы вам не пригодятся, с лавинной безопасностью там полный порядок. Но вот если вы хотите попробовать кулуары, то без спец оборудования этого не стоит делать ни в каком случае! Чегет - зона повышеной лавинной опасности, особенно северная сторона. И в одиночку без бывалых самодеятельностью лучше не заниматься!
Новичкам на Чегете рекомендация одна, катайтесь только в красной зоне, т.е. от среднего юга и до доллара.
На счет того, где перекусить. На второй очереди есть замечательное место - пироговая, свежий деревянный сруб. Обязательно зайдите сюда перекусить, попробуйте домашние пирожки и чай с шишками, не побывав здесь, нельзя сказать, что был на Чегете!
Эльбрус можно смело рекомендовать начинающим и любителям трассового катания, склоны здесь достаточно пологие. Зато Чегет это испытание на прочность и абсолютное внетрассовое катание или даже мекка российских фрирайдеров, если хотите!